Русский язык

Урок 11: Глагол. Часть 1

Глагол

Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что знаем о глаголе. Познакомимся с инфинитивом. Рассмотрим различные формы времени у глагола. Узнаем отличительные особенности возвратных глаголов.
 

. ЧПлан урока:

Глагол, неопределённая форма глагола (инфинитив)

Категория времени у глагола

Глаголы возвратные

 

Глагол, неопределённая форма глагола (инфинитив)

Глаголу отводится важное место в речи. Частотность употребления ненамного отстаёт от имени существительного. У глагола два значения:

  • называние действий одушевлённого/неодушевлённого объекта: часы спешат, рыбы плыли, цветы растут, бабушка сварила;
  • называние состояний: придётся ждать, осталось выучить, надо думать.

 

К глаголу задаётся несколько вопросов.

Что делает? (покупает, взвешивает), что делать? (покупать, взвешивать)имеют отношение к глаголам, которые называют действия, не завершённые на момент речи. Это глаголы несовершенного вида: кричит, кричать, собирает, собирать, включает, включать.

Что сделает?(купит, взвесит), что сделать?(купить, взвесить)– определяющие вопросы для глаголов, называющих действия, которые закончены на момент речи. Такие глаголы относятся к совершенному виду: навесит, навесить, загонит, загнать, испечёт, испечь. Приставка с – в вопросе служит дополнительным доказательством, что действие давно произошло.

1 glagol

Глаголы могут меняться по числам: купал (ед.ч.) – купали (мн.ч.), строил (ед.ч.) – строили (мн.ч.), перевела (ед.ч.) – переводили (мн.ч.). Принимают форму того же рода, что и существительное, к которому они относятся: арбуз поспел, тыква поспела, солнце встало, яблоко упало.

Если предмет выражен в предложении не существительным, а личным местоимением, глагол перенимает от него форму лица: я ловлю, мы ловим (1-е лицо), ты ловишь, вы ловите (2-е лицо), он (она, оно) ловит, они ловят (3-е лицо).

Начальная форма глагола называется инфинитивом. Смысловое значение инфинитива – состояние предметаИнфинитивы оканчиваются на ть, ти, чь: петь, считать, везти, ползти, печь, лечь. У них невозможно определить категории числа, рода, лица, времени. Начальной форме соответствуют вопросы: Что делать? Что сделать?По ним определяют вид инфинитива:несовершенный или совершенный: танцевать (несоверш. в.), станцевать (соверш. в.), крутить (несоверш. в.), скрутить (соверш. в.).

 

Закрепим знания по изученному разделу. Выполним практические упражнения.

Задание 1.

Запишите в неопределённой форме глаголы: зажигаю, постелил, раскачали, лилась, расцветали, ускакала, развезли, прибиваете, вышивали, стирала.

 

Задание 2.

Выпишите глаголы в форме инфинитива:боролись, подмела, летать, сажали, завести, испечь, вкатился, разрубила, молоть, покраснел, залечь.

ВНИМАНИЕ: правильные ответы на задания вы найдёте в конце урока.


Категория времени у глагола

Время служит для того, чтобы можно было понять,когда произошло конкретное действие.Помогают определить время у глагола вопросы и окончания.

Если глаголы называют действия, которые происходят одновременно с моментом речи, они относятся к настоящему времени:

  • Что делаю? Что делаем? (пою, поём);
  • Что делаешь? Что делаете? (поёшь, поёте);
  • Что делает?Что делают? (поёт, поют).

В настоящем времени глаголы меняются по лицам и числам. Прочитайте примеры, приведённые в таблице.

2 glagol

Характерные глагольные окончания в форме настоящего времени:

  • 1 лицо: -ю/-у (ед.ч.), -им (мн.ч.). Куплю – купим, грущу – грустим;
  • 2 лицо: -ишь/ешь (ед.ч.), -ите/ете (мн.ч.). Купишь – купите, грустишь – грустите, зажигаешь – зажигаете;
  • 3 лицо: -ит/ет (ед.ч.), -ят/ют (мн.ч.). Купит – купят, грустит – грустят, заигрывает – заигрывают.

Глаголы, называющие действия предмета, которые произошли недавно/ давно, относятся к прошедшему времени: 

  • Что делал? (развозил, стирал, летал);
  • Что делала? (развозила, стирала, летала);
  • Что делало? (развозило, стирало, летало);
  • Что делали? (развозили, стирали, летали);
  • Что сделал? (развёз, постирал, слетал);
  • Что сделала? (развезла, постирала, слетала);
  • Что сделало? (развезло, постирало, слетало);
  • Что сделали? (развезли, постирали, слетали).

У глаголов прошедшего времени в единственном числе можно определить категорию рода. Изменение по родам представлено в таблице

3 glagol

Род у глаголов в прошедшем времени можно образовать следующим способом:

  • от неопределённой формы отбрасываются суффиксы:– ть, – ти, – чь;
  • к глаголу добавляется суффикс –л;
  • выбираются окончания: мужской род нулевое (веселил, заменил), женский род – -а (веселила, заменила), средний род – -о(веселило, заменило).

Глаголы множественного числа прошедшего времени образуются через присоединение окончания – и: копили, золотили, сверкали.

Если глаголы называют действия объектов, которые только должны произойти, то они имеют категорию будущего времени: 

  • Что сделаю? Что сделаем? Что буду делать? Что будем делать? (свяжу, свяжем, буду вязать, будем вязать);
  • Что сделаешь? Что сделаете? Что будешь делать? Что будете делать? (свяжешь, свяжете, будешь вязать, будете вязать);
  • Что сделает? Что сделают?Что будет делать? Что будут делать? (свяжет, свяжут, будет вязать, будут вязать).

Глагол, состоящий из одного слова, относится к группе будущего простого времени(побелю, расчищу, сварю) и совершенному виду. Глагол состоящий из двух слов, относится к будущему сложному времени (буду белить, буду расчищать, буду варить) и несовершенному виду.

Первое слово – связка. При употреблении в тексте и речи, меняет лицо и число:(буду, будем, 1-е лицо), (будешь, будете, 2-е лицо), (будет,будут, 3-е лицо). Второе слово (инфинитив) остаётся неизменным. Рассмотрим в таблице, как меняются по лицам и числам глаголы будущего времени.

4 glagol

 

Закрепим полученные знания, выполнив упражнения.

Задание 3.

Образуйте от инфинитива глаголы с характеристиками:прошедшее время, женский, мужской, средний род, единственное число.

Славить, каркать, звенеть.

 

Задание 4.

Образуйте от инфинитива глаголы с характеристиками:будущее простое, будущее сложное время. Требуемое число и лицо указаны в скобках.

Возить (1лицо, ед.ч.), выделять (2лицо, ед.ч.), красить (3лицо, ед.ч.).

Ответы в конце урока

 

Глаголы возвратные

Возвратные глаголы называют действия, возвращающиеся к главным предметам или лицам: Кошка умывается. Лодочка качается на волнах. Он решил причесаться.

Основной признак возвратности глаголов наличие части слова – ся или – сь.Это часть называется постфиксом, потому что находится после окончания, при разборе слова обозначается крышечкой. В таблице приведены примеры.

5 glagol

Постфикс остался как сокращение от местоимения себя: Машина возвращается (возвращает себя), Маша купается (купает себя), Валера хвалится (хвалит себя).

При правописании возвратных глаголов могут возникать вопросы. Перед мягкой с' в постфиксе – ся, – сь согласная т находится в слабой позиции. Не слышно, требуется писать в глаголах ь или нет. Проверяют написание с помощью вопросов. Если после т в вопросе стоит ь, то в возвратном глаголе ь пишется: Не надо кусаться (что делать?). Маша не устаёт (что делать?) хвалиться.

Если в вопросе на конце слова стоит твердый т, то в глаголе мягкий знак не требуется: Наша собака не кусается (что делает?). Володя хвалится (что делает?) своим братом.

 

Поучимся в правописании возвратных глаголов, выполним упражнение.

Задание 5.

Образуйте от инфинитива возвратные глаголы.

Удалять, красить, крутить.

 

Задание 6.

Проверьте с помощью вопросов правописание тся, ться в возвратных глаголах.

Пятно не стирает(ь)ся. Надо постарат(ь)ся. Не стоит оглядыват(ь)ся на прошлое. Миша постоянно оглядывает(ь)ся по сторонам.


Ответы на задания

Задание 1.

Зажигать, постелить, раскачать, литься, расцветать, ускакать, развезти, прибивать, вышивать, стирать.

 

Задание 2.

Летать, завести, испечь, молоть, залечь.

 

Задание 3.

Славил, славила, славило. Каркал, каркала, каркало. Звенел, звенела, звенело.

 

Задание 4.

Повезу, буду возить. Выделишь, будешь выделять. Покрасит, будет красить.

 

Задание 5.

Удаляться, краситься, крутиться.

 

Задание 6.

Не стирается (что делает?). Надо постараться (что сделать?). Не стоит оглядываться (что сделать?). Постоянно оглядывается (что делает?).

Наш урок завершён. Закрепим полученные знания с помощью тестирования.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Значение глагола совершенного вида:
1действие завершено
2действие не закончено
3состояние предмета
Ответить
1
Вопрос: 2
Глаголы в прошедшем времени:
1имеют категорию падежа
2имеют категорию рода
3не меняются по числам
Ответить
2
Вопрос: 3
Будущее время глагола:
1имеет одну форму
2не имеет составную форму
3имеет две формы
Ответить
3
Вопрос: 4
Инфинитив:
1не меняется по числам, родам
2изменяется по лицам
3имеет множественное число
Ответить
1
Вопрос: 5
Правописание –ться/–тся в возвратных глаголах:
1проверяют однокоренными словами
2проверяют с помощью вопросов
3проверяют ударением
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Значение глагола совершенного вида:
1) действие завершено 2) действие не закончено 3) состояние предмета
2 вопрос:

Глаголы в прошедшем времени:
1) имеют категорию падежа 2) имеют категорию рода 3) не меняются по числам
3 вопрос:

Будущее время глагола:
1) имеет одну форму 2) не имеет составную форму 3) имеет две формы
4 вопрос:

Инфинитив:
1) не меняется по числам, родам 2) изменяется по лицам 3) имеет множественное число
5 вопрос:

Правописание –ться/–тся в возвратных глаголах:
1) проверяют однокоренными словами 2) проверяют с помощью вопросов 3) проверяют ударением
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: действие завершено
2 вопрос: имеют категорию рода
3 вопрос: имеет две формы
4 вопрос: не меняется по числам, родам
5 вопрос: проверяют с помощью вопросов