Русский язык
Буквы Й, И, Ь, Ъ
План урока:
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Чем отличаются звуки [Й] и [И]
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Наш поезд прибыл на станцию №1. Но здесь случился переполох! Вместе с нами в поезде ехали согласные звуки. На вокзале им нужно пересесть: мягким согласным в автобус с мягкими сиденьями, а твёрдым – в автобус с твёрдыми сиденьями. Возле автобусов находятся гласные звуки. Ориентируясь на них, согласные должны занять места.
Но мягкие и твёрдые согласные звуки забыли, к каким гласным идти.
Поможем им? Чтобы решить задачку, надо вспомнить, какие гласные смягчают согласные, а какие делают их твёрдыми.
Согласные всегда твёрдые, если за ними пишутся буквы А, О, У, Ы, Э. Например: вата, мост, куртка, выдра, мэр.
Согласные звуки будут мягкими, если за ними следуют буквы Е, Ё, И, Ю, Я: лес, пёс, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко [л'], [п'], [м'], [к'], [т'].
А теперь посмотрите на картинку и сделайте правильный выбор.
Верный ответ:
- Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные. Значит, красный автобус с этими буквами имеет мягкие сиденья. В него сядут мягкие согласные.
- Буквы А, О, У, Ы, Э делают согласные твёрдыми. Следовательно, жёлтый автобус предназначен для твёрдых согласных, и имеет твёрдые сиденья.
Мы помогли согласным звукам. Но почему же к нам направляется этот важный профессор? Он, наверное, хочет что-то сообщить.
Ну, что ж, ребята, сделаем выводы:
- В русском языке буквы и звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
- Образование согласных звуков происходит при помощи голоса и шума.
- Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
- При образовании мягких согласных участвует язык. Сравните пару слов: бак – бег. В первом слове согласный образуется при участии губ, звук произносится твёрдо [б]. Во втором варианте при произнесении звука язык устремляется к нёбу, получается мягкий звук [б'].
- На письме мягкость согласных обозначается гласными буквами: Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком: весна, вёсла, пила, люлька, вяз, корень.
Закрепили правила? Поезд сигналит об отправлении, нам пора в дорогу!
Роль Ь и Ъ в русском языке
Сделаем остановку на станции «Исторической» и отправимся в гости к друзьям: мягкому и твёрдому знакам.Они похожи внешне, только у Ъ имеется небольшой хвостик. Значение у них разное. Буквы сами объяснят, почему не имеют звуков, и какую роль выполняют в языке.
Давайте сначала послушаем, что расскажет Ь.
А теперь послушаем рассказ Ъ.
Ребята, звуки записывают с помощью букв. В ряде случаев произнесение слова и его буквенная запись не совпадают. Слово может содержать звуков больше, чем букв: в слове «ёлка» 4 буквы, но 5 звуков, ё – йотированная гласная буква, даёт два звука – [й'], [о]. Другие примеры:
1) «грузчик» – букв 7, а звуков 6, потому что 2 буквы «з», «ч» произносятся как 1 звук «щ»;
2) «мать» – 4 буквы, но 3 звука, потому что Ь звука не имеет;
3) «подъезд» – 7 букв, 7 звуков, при этом Ъ звука не имеет, а буква «е» даёт 2 звука [й'], [э].
Чтобы определить количество звуков в слове, их произношение, делают транскрипцию: записывают звук в квадратных скобках[ ]. Обязательное условие:писать звуки,как они слышатся:семья – [с'им'й'а], телефон – [т'ил'ифон], лень – [л'эн'], батальон – [батал'он].Запятая, которая ставится сверху справа от согласной, –знак мягкости звука.
Вы уже знаете о правиле переноса слова: нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку одну букву. Неправильно: к-ошка, кошк-а, правильно: кош-ка.
А как же быть с мягким знаком? Если в слове есть мягкий знак, он переносится вместе с согласным. Например, слова: мальчик, зорькас мягким знаком в середине слова для переноса с одной строки на другую делим так: маль-чик, зорь-ка. Аслова с Ь на конце: апрель, бежать разделим для переноса вот так: ап-рель, бе-жать. Мягкий знак присоединяется при переносе к предшествующему согласному.
Запомнили? Тогда двигаемся дальше.
Чем отличаются звуки [Й] и [И]
Внимание! Поезд прибыл на станцию «Исследовательская»! Здесь мы станем настоящими сыщиками, как известный Шерлок Холмс. Скажите, ребята, какими качествами он обладал? (наблюдательность, внимание, хорошая память).
Эти качества и нам пригодятся.
Исследование №1. Прочитайте загадки и назовите, с какой буквы и звука начинаются отгадки.
Мы коричневым раствором
Мажем локти и коленки
Димке, Кате и Егору,
Пете, Маше, Васе, Ленке.
И теперь любой поймет,
Что лекарство – это…(йод)
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой…(игрушки)
По утрам его съедаю.
Вкус фруктовый обожаю.
Они разные бывают:
С вишней и с клубникой,
С персиком, черникой...
Если ты их знаешь —
Загадку отгадаешь…(йогурт)
Ждёт меня подружка:
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт… (иголка)
Ответ: в первой и третьей загадке отгадки начинаются с буквы и звука [Й], во второй и четвёртой – с буквы и звука [И].
Исследование №2. Посмотрите на две буквы: Й, И. Что у них общего? Чем они отличаются?
Ответ: они похожи по написанию, но Й имеет сверху чёрточку –знак кратности.
Исследование №3. Вспомните информацию, полученную на предыдущих уроках: какой из звуков [Й],[И] является гласным? Какой согласным?
Верный ответ: [Й] согласный звук, образуется с помощью голоса и шума.[И]–звук гласный, образуется с участием одного голоса.
Исследование №4. Ещё раз потренируем память: звук [Й] имеет пару? Он твёрдый или мягкий?
Прав тот, кто ответил: звук [Й'] не имеет пары и всегда мягкий. В транскрипции он помечается запятой – знаком мягкости: воробей – [вараб'эй'],буйвол – [буй’вол].
Исследование №5. Вспомните правило: гласные образуют слоги, согласные – нет. В слове столько слогов, сколько гласных букв: дуб – 1 гласная, 1 слог;паль-ма – 2 гласные, 2 слога; ма-ши-на – 3 гласные, 3 слога.
Слог может состоять из одной гласной, из одной согласной– нет: о-де-ко-лон, а-на-нас, о-стров.[Й]– согласный, поэтому слог из одного[Й] не состоит. Он присоединяется к предыдущему или последующему гласному: мо-ло-дой, ай-ва, ко-фей-ник, йо-гурт.
Примените это правило по отношению к словам: лейка, игла, поймал, иду, йога, вилка. Разделите слова на слоги.
Проверьте себя: лей-ка, иг-ла, пой-мал, и-ду, йо-га, вил-ка.Назовите слово, в котором слог состоит из одной гласной (и-ду).
Исследование №6. Вам даны слова в единственном числе: строй, попугай, герой. Образуйте от них слова множественного числа.
Что получилось? Сверьте с верным ответом: строй – строи, попугай – попугаи, герой – герои.
Что заметили в каждой паре слов? Если в единственном числе слова, которые обозначают предметы, оканчиваются на – й-, то во множественном числе на конце слова появляется – и-.
Ребята, выучите правило переноса буквы Й: его не отрывают от предшествующей буквы. Например: вой-на, мой-ка, не бой-ся, све-жий. Если Й – первая буква в слове, то переносится с последующим гласным: страна Йе-мен.
Наш багаж знаний пополнился. Нам надо поспешить!
Занимательная игротека
Ребята, мы оказались в последнем пункте следования. Станция «Игротека»! Вам предстоит выполнить различные игровые задания по русскому языку. Приступим?
Задание 1.
Распределите слова по столбикам по количеству слогов: лиса, щи, гайка, затейник, зной,игла, волейбол, бой, афиша,Мойдодыр, изюм, индейцы, чай.
Задание 3.
Посмотрите на картинки, какие слова они означают? Запишите транскрипции этих слов, обозначьте мягкость согласных звуков в схеме.
Ответы:[к'ит],[ч’ай’ка], [к’ив’и], [трамвай’].
Задание 4.
Прочитайте предложения. В словах, выделенных красным цветом, проверьте: правильно проведено деление слова для переноса с мягким знаком? С буквами И, Й?
Маша порезала па-ль-чик. Старший брат смазал ранку й-о-дом. Мама пришла с работы и похвалила Иго-ря. Родители поговорили сМа-шень-кой.
Ответ: верными являются 3 и 4 пример.
Наше путешествие завершилось! Вы получили новые знания, и пора проверить, что вы поняли и запомнили. Предлагаю пройти тестирование.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Мягкость согласных на письме обозначают:
1) с помощью Ъ 2) с помощью парных согласных 3) с помощью Ь
Твёрдый знак служит:
1) для разделения звуков 2) для придания твёрдости согласным 3) для разделения слов на слоги
Звук [Й]:
1) гласный звук 2) согласный звук 3) твёрдый звук
Ь в словах переносится:
1) с согласным 2) с гласным 3) с шипящими
Знак [ ] означает:
1) гласный звук 2) слог 3) транскрипцию слова